Основная информация
Моско́вские центра́льные диа́метры (МЦД) — система линий внеуличного железнодорожного транспорта, созданная на базе существующей инфраструктуры Московского железнодорожного узла. В средствах массовой информации и пиар-кампании проект также называют «наземным метро», хотя фактически метрополитеном он не является. Связывает между собой Москву и подмосковные города: Лобню, Долгопрудный, Одинцово, Красногорск и Подольск. Первые два диаметра общей протяжённостью 132 км в графике смешанного движения открыты 21 ноября 2019 года. Протяжённость первых двух маршрутов с 60 станциями составляет 132 км. Обслуживанием части диаметров занимается АО «Центральная пригородная пассажирская компания», остальными проектируемыми диаметрами занимается РЖД.
Ещё до революции 1917 года (в начале XX века) инженер-путеец Александр Шмидт предложил связать ряд станций в Москве особыми поездами — по сути, это был прообраз так называемой городской электрички. Однако тогда доминировали идеи развития трамвайной сети, в перспективе планировалось создание метрополитена. Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война также отсрочила воплощение подобного проекта.
К идее внедрения таких поездов в Москве, также называемых в то время поездами глубокого ввода, вернулись в 1933 году. Анализ показал, что большинство пассажиров добирались в центр Москвы другим транспортом или даже пешком. Одновременно шли работы по созданию линий метро, однако эти две системы должны были стать независимыми. При этом метрополитен должен был перевозить пассажиров внутри города, а поезда глубокого ввода предназначались также для пригородных перевозок. Генеральный проект подготовил выдающийся инженер Николай Чугайкин (документ утверждён 9 января 1934 года). В период с 9 по 16 января проект трассы Николая Чугайкина был представлен на коллегиях Народного комиссариата путей сообщения СССР, Наркомата тяжёлой промышленности и «Метростроя», везде получив высокие оценки.
Первый маршрут глубокого ввода планировалось сделать сквозным (через Москву с северо-востока на юго-запад). На линии были предусмотрены пересадки на другие виды общественного транспорта. На пересадочных узлах предполагалось открыть рынки выходного дня и биржи труда, куда могли бы приезжать торговцы и работники сдельной оплаты. В «Метрострое» внесли предложение и о соединении этих маршрутов с метро посредством специальных пассажирских узлов. Эта корректива была включена в планы НКПС позднее; между метростроевцами и железнодорожниками на каком-то этапе возник конфликт (последних обвиняли в нежелании уступить позиции метрополитену).
Подготавливалась даже льготная тарифная сетка. Для её внедрения кондукторов хотели обязать не только проверять проездные билеты, но и выяснять цель поездки в Москву с классовой принадлежностью. Рабочие, крестьяне и военнослужащие, прибывающие в столицу по личным нуждам, должны были платить по стандартному тарифу, прибывающие по рабочим и служебным делам получили бы скидки, а для торговцев и мастеров, работавших за сдельную оплату, предполагался дорогой тариф.
Оригинальным был целый ряд решений прокладки путей. Планировалось ввести так называемые висячие железнодорожные эстакады, часть магистрали провести как мосто-тоннельную систему. Это позволило бы избежать разрушения или переделки наземной инфраструктуры.
Однако партийные комитеты Москвы отказались согласовывать экспериментальные планы, и предпочтение было отдано метрополитену. Во время очередной волны репрессий в 1938 году был арестован и расстрелян Николай Чугайкин. Архивы научно-технического совета, в том числе и уникальные планы первых московских центральных диаметров, были изъяты, и последующая их судьба неизвестна.
Проект организации транзитного движения электропоездов через Москву был заложен теперь уже в Генеральный план Москвы 1971 года, к тому времени в столице уже функционировало сквозное движение электричек с Курского на Белорусское и Рижское направления через Алексеевскую соединительную линию. Однако по большей части Генплан так и не был реализован, поскольку он долго не находил поддержки у РЖД в связи со своей технической сложностью. Вплоть до 2017 года отдельные диаметральные связи, используемые для регулярного сообщения пригородными поездами, существовали лишь на направлениях, связанных Алексеевской соединительной линией: Курское — Рижское, Курское — Смоленское и Савёловское — Смоленское.
Генеральная схема развития московского железнодорожного узла, разработанная в 2006 году, предполагала серьёзное его преобразование, заключающееся как в использовании существующих железнодорожных хорд для осуществления пригородно-городского движения поездов, так и в увеличении их количества. Генеральный план города Москвы, принятый в 2010 году и описывающий развитие города до 2025 года, предполагает строительство дополнительных главных железнодорожных путей на ряде направлений, а также прокладку соединительных вводов. План развития т. н. лёгкого (наземного) метро, обнародованный в 2013 году, предполагал использование для беспрерывного движения его поездов по Москве и Московской области железнодорожных путей, прокладываемых параллельно существующим. Схема развития Московского железнодорожного узла, опубликованная в 2015 году, предполагает возведение дополнительных главных путей на радиальных направлениях железной дороги.
Проект МЦД в его нынешнем виде начал реализовываться в 2017 году. В октябре 2017 года мэр Москвы сообщил, что проект создания сквозных железнодорожных маршрутов, работающих по принципу МЦК, обсуждается с Российскими железными дорогами, правительством Московской области и Министерством транспорта. 2 ноября 2017 года глава управления внеуличного транспорта Москомархитектуры Максим Васильев рассказал о ходе проработки таких маршрутов, отметив, что для запуска этого проекта необходимо масштабное строительство новых путей, т. к. поезда транзитных маршрутов не должны использовать для движения Московское центральное кольцо.
15 ноября 2017 года на рабочей встрече президента России Владимира Путина с мэром Москвы Сергеем Собяниным и президентом РЖД Олегом Белозёровым проект, получивший название «Московские центральные диаметры» (МЦД), был впервые представлен в детальном виде. Проект был поддержан президентом и признан им одним из приоритетных в московском транспортном узле.
19 декабря 2017 года министром транспорта России Максимом Соколовым, мэром Москвы Сергеем Собяниным, губернатором Московской области Андреем Воробьёвым и Олегом Белозёровым на заседании координационного совета по развитию транспортной системы Москвы и Московской области был подписан план-график реализации первого этапа проекта.
Актуальный проект предусматривает запуск пяти маршрутов, связывающих 10 из 11 направлений Московского железнодорожного узла, кроме Казанского. Запуск первых двух маршрутов состоялся 21 ноября 2019 года. Еще два маршрута планируется запустить в августе-сентябре 2023 года. По пятому маршруту продолжаются проектные работы.
Проект финансируется в равной степени из бюджета Москвы и бюджета РЖД, привлечение средств из федерального бюджета на текущий момент не планируется. По официальным подсчётам организация маршрута МЦД-1 (Одинцово — Лобня) обойдётся в 8 млрд рублей, организация МЦД-2 (Нахабино — Подольск) — в 12 млрд рублей. Вся программа представителем мэрии оценивается в 40 млрд рублей, главой РЖД Олегом Белозёровым — в 60 млрд рублей.
По оценке независимого эксперта, на реализацию первого маршрута потребуется около 10 млрд рублей. По словам Марата Хуснуллина, к концу декабря 2017 года деньги на реализацию проекта уже выделены, конкретная сумма при этом не называется. По сведениям The Village, на январь 2018 года из бюджета выделено 20 миллиардов рублей.
Согласно новому прогнозу РЖД, озвученному в августе 2018 года, полная стоимость реализации проекта МЦД из 6 линий составит 155,4 млрд рублей, и она не является конечной. При этом только первый этап из двух линий будет стоить порядка 40 млрд рублей.
Чтобы обеспечить требуемую пропускную способность радиальных направлений, осуществляется строительство новых главных путей, ведётся реконструкция инфраструктуры. К запуску движения планировалось произвести полную реконструкцию всех платформ, которые будут задействованы в проекте, их предполагалось оборудовать турникетами, пандусами и лифтами для инвалидов. Кроме того, на первых двух маршрутах предполагается организовать 12 новых остановочных пунктов, строительство некоторых из них уже ведётся.
На Савёловском направлении в месте пересечения с Ленинградским направлением, у эстакады Дмитровского шоссе будет построена новая платформа Петровско-Разумовская, которая войдёт в состав транспортно-пересадочного узла, создаваемого на базе станции метро «Петровско-Разумовская».
На пересечении Савёловского с Рижским направлением будет построена новая платформа Дмитровская, которая даст пересадку с МЦД-1 на МЦД-2. Между Лианозово и Бескудниково появится Илимская. На Смоленском направлении построены новая платформа Славянский бульвар для пересадки на одноимённую станцию метро и платформа Сколково, заменившая ликвидированную Трёхгорку. На МЦД-2 построены платформы Новохохловская, Волоколамская, Пенягино, Курьяново и Остафьево, планируется построить ещё 4 новых платформы: Котляково, Печатники, Марьина Роща и Щукинская. Разрабатывается проект реконструкции Киевского направления, реконструируемый участок которого значительной частью находится на территории Москвы (включая Новую Москву). По проекту МЦД-4 идёт строительство соединительной ветви Смоленского и Киевского направлений с платформами Поклонная Гора, Кутузовская, Камушки и Ермакова Роща.
Кроме того, в рамках создания Московских центральных диаметров планируется интегрировать инфраструктуру Курского, Казанского, Ленинградского и Ярославского вокзалов, а также создать два новых вокзала на станциях Царицыно и Москва-Каланчёвская. Для возможности таких изменений требуется достроить два новых пути на Каланчёвском путепроводе. Стоимость выполнения этой части проекта оценивается в 20 миллиардов рублей.
В начале 2020 года компания «РЖД» и Правительство Москвы приняли новый стандарт «мини-вокзалов» для сооружаемых пассажирских обустройств МЦД. Стандарт предусматривает обязательное наличие на вновь сооружаемых остановочных пунктах надземных пешеходных переходов — конкорсов или подземных пешеходных переходов — тоннелей для доступа пассажиров на станции и интеграции их с метрополитеном и городским транспортом. Должны быть навес по всей длине платформы, эскалаторы, светодиодное освещение, электронное табло, стойка экстренной связи, современные системы пожарной сигнализации и ливневой канализации, санитарные узлы, безбарьерная среда, удобства для маломобильных пассажиров и колясочников, включая лифты и кассы с пониженными подоконниками, пеленальная комната («комната матери)».
|
Список станций
-
МЦД 1
-
МЦД 2
-
МЦД 3
-
МЦД 4
-
МЦД 5