loader image
skip to Main Content

Карта

Основная информация

«Вы́хино» (до 13 января 1989 года — «Жда́новская») — станция Московского метрополитена на Таганско-Краснопресненской линии. Расположена в районе Выхино-Жулебино (ЮВАО), часть выходов ведёт в район Вешняки (ВАО). Наземная открытая станция с береговыми платформами (третья, служебная, была разобрана за ненадобностью вскоре после открытия участка «Выхино» — «Жулебино»). Станция была конечной на протяжении почти 47 лет, этот статус она также возвращала на период временных закрытий участка восточнее неё.

Станция открыта 31 декабря 1966 года в составе участка «Таганская» — «Ждановская», после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 82 станции. На схемах метро 1963—1966 годов станция носила проектное название «Выхино». Первоначальное название «Ждановская» было дано при открытии в честь партийного деятеля Андрея Александровича Жданова, чьё имя носил район Москвы, на восточной окраине которого располагалась станция. В 1969 году в Москве прошла административная реформа, в ходе которой число районов увеличилось, а из Ждановского района был выделен Волгоградский район, на территории которого и оказалась станция. Таким образом, связь с первоначальной топонимикой была утрачена. Железнодорожная платформа, соединённая пересадкой со станцией метро, также носила название «Ждановская». Современное название станция получила 13 января 1989 года, в память о бывшей подмосковной деревне Выхино, которая располагалась южнее станции и простиралась по обеим сторонам вдоль Рязанского шоссе.

«Выхино» является фактически последней станцией эпохи «наземного метро» 1960-х годов. Станции наземного типа, реализованные уже после неё (Бутовская линия, а также реконструированная в 2016—2019 годах наземная часть Филёвской линии), построены с применением материалов, более устойчивых к погодным условиям Москвы (в отличие от станций, построенных с применением железобетонных конструкций, и спроектированы с бóльшим удобством для пассажиров).

До 2015 года, по разным оценкам, являлась самой загруженной станцией московского метро.

Станция сооружена из стандартных железобетонных конструкций по специальному проекту. Платформы закрыты навесами для защиты пассажиров от осадков, пути открыты. Каждый из навесов поддерживает один ряд колонн (на платформе, общей с железнодорожной, — два навеса и два ряда колонн). Светильники расположены в нишах в нижней части навеса. Покрытие платформы — асфальт.

При открытии в 1966 году платформы станции были рассчитаны на приём шестивагонных составов. К 1983 году, когда на линии был произведён переход на восьмивагонные составы, платформы были удлинены в направлении последнего вагона.

Изначально станция представляла собой единственный в Москве кросс-платформенный узел станции метро и железнодорожной платформы, а именно платформы Выхино Рязанского и Казанского направлений МЖД. Платформа со стороны второго пути (в сторону станции «Рязанский проспект») построена общей для пассажиров метро и железной дороги, однако была разгорожена вдоль, пересадка была возможна только в середине платформы и по подземным переходам (она была разгорожена уже в 1991-м году, до этого можно было прямо из электрички идти поперёк платформы к турникетам).

С 1998 года электрички в сторону Казанского вокзала стали проезжать входы в метро дальше из-за перегрузки пересадки в часы пик, а позже напротив входов в метро вдоль края платформы со стороны железнодорожных путей были установлены ограждения. Начавшаяся в 2003 году реконструкция станционного узла полностью ликвидировала возможность кросс-платформенной пересадки с электропоездов на метро.

В 2004 году был открыт специализированный пересадочный павильон. Одновременно к станции метро отошла часть платформы, бывшая ранее железнодорожной, ограждение со стороны железнодорожных путей было усилено, а количество входных турникетов увеличилось примерно втрое.

В 2008 году почти завершена реконструкция пересадочного узла, завершены входы на станцию метро и на платформу Казанского направления, и в подземный переход со стороны улицы Красный Казанец.

Платформы станции соединены двумя переходами шириной 4 метра под путями, вход в каждый из переходов возможен как со стороны улицы Хлобыстова, так и со стороны улиц Красный Казанец и Вешняковская.

«Выхино» является единственной станцией в московском метро, не имеющая прямой пересадки между поездами противоположного направления. В связи с этим до открытия участка «Лермонтовский проспект» — «Жулебино» была единственной станцией в Москве, на которой нарушался принцип фиксированной оплаты проезда вне зависимости от направления и станции назначения: если пассажир, приехавший на платформу из центра, решил бы вернуться обратно, ему бы пришлось снова проходить турникеты, производя оплату. Таким образом, ошибка в направлении при следовании со станции «Рязанский проспект» могла стоить не только потерянного времени, но и денег в размере стоимости одной поездки. В настоящее время переход между платформами по-прежнему отсутствует, для пересадки на поезд встречного направления необходимо проехать до следующей станции. Кроме того, до продления линии в сторону Жулебино на южной платформе (из центра) не были установлены турникеты, и имелась возможность прохода на неё с улицы без оплаты проезда, хотя уезжать куда-либо с этой платформы было запрещено, поскольку за станцией располагался оборотный тупик и находится служебная соединительная ветвь в ТЧ-11 «Выхино».

До продления линии в сторону «Жулебино» она являлась самой загруженной конечной станцией Московского метрополитена. Ситуацию, при которой поезда заполняются на конечных станциях настолько, что на последующих станциях пассажиры не могут попасть в поезд, назвали «эффектом Выхино».

После ввода в строй участка линии до «Жулебино» предполагалось снижение пассажиропотока на данной станции до 40 %. За первые три рабочих дня после открытия участка до «Жулебино» (11, 12 и 13 ноября 2013 года) пассажиропоток на данной станции снизился в среднем на 30 000 человек в день (то есть фактически на 17 %), по станциям «Рязанский проспект» и «Кузьминки» — более чем на 10 000 человек.

По состоянию на декабрь 2016 года пассажиропоток станции Выхино составлял 151,5 тыс. человек.

При движении из центра сразу за станцией расположена стрелка, по которой поезда поворачивают к станции «Лермонтовский проспект» (ранее этот путь был тупиком), и перекрёстный съезд, по которому производится оборот поездов, прибывающих на станцию для зонного оборота. С 9 ноября 2013 года зонный оборот возможен лишь по 3 станционному пути, так как часть зоны оборота на 4 пути стыкуется со стрелкой 2 пути перегона «Лермонтовский проспект — Выхино». Далее за станцией находятся депо «Выхино» и площадка Завода по ремонту электроподвижного состава (ЗРЭПС), производящая ремонт и модернизацию вагонов (вторая площадка находится в депо «Сокол» и ремонтирует вагоны типа 81-717/714). Тоннели в сторону станции «Лермонтовский проспект» огибают здание депо с боковых сторон. Между станциями «Выхино» и «Лермонтовский проспект» посередине перегона вправо отходит служебная соединительная ветвь к Некрасовской линии.

«Выхино» является единственной станцией в московском метро, название которой на ней самой нигде не написано.

На станции были сняты эпизоды трёх популярных в XX веке кинофильмов:

Галерея Скоро

Информатор


А.Савин, Public domain, via Wikimedia Commons

Архитекторы Скоро

Видео

7 Выхино

Back To Top
×Close search
Поиск