Карта
Основная информация
«Кра́сные Воро́та» — станция Московского метрополитена на Сокольнической линии. Расположена на границе Басманного и Красносельского районов (ЦАО). Названа по одноимённым памятнику архитектуры и площади. Открыта 15 мая 1935 года в составе первого участка метрополитена. Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой.
Строительные работы начались весной 1932 года, когда была заложена шахта № 21. Руководил строительством И. Д. Гоциридзе. Сооружение шахтных стволов велось способом опускного колодца. При рытье шахты были пройдены: культурный слой, 14-метровый слой плывуна, пласт чёрной юрской глины и 15 метров водоносных трещиноватых известняков. Весной 1933 года рядом была заложена шахта № 21-бис, благодаря чему темпы сооружения станции существенно увеличились. Шахта 21-бис была пройдена за 4 месяца. Для постройки наклонного хода эскалатора использовался метод искусственной заморозки.Планы строительства метро в Москве существовали ещё в 1920-х годах. В 1929 году трестом МГЖД был составлен проект станции метро под площадью Красные Ворота, однако он так и остался нереализованным. В 1931 году было принято решение о строительстве Московского метрополитена. Уже на самых первых проектах, составленных в 1931 году, предусматривалось сооружение станции «Красные Ворота».
Станция была изначально спроектирована трёхсводчатой. Но в ходе её строительства ряд инженеров высказывали сомнения в прочности такой конструкции на столь значительной глубине. Американский инженер Морган, консультировавший советских метростроевцев, говорил: «В мировой практике не было примера, чтобы под таким чудовищным давлением строить трехсводчатую станцию. Я предлагаю не раскрывать третьего свода „Красноворотской“ станции — у нас нет никакой гарантии, что давление породы просто-напросто не раздавит его и не погубит всего сооружения». Тем не менее, начальнику строительства И. Д. Гоциридзе и секретарю партийной организации Л. Цейтлину удалось убедить Л. М. Кагановича в достаточной прочности конструкции станции, и было решено не отказываться от сооружения третьего свода. 3 сентября 1934 года начались работы по раскрытию третьего свода. Впоследствии такая конструктивная схема послужила образцом для многих других станций Московского метрополитена. Тем не менее, в ходе строительства, американский инженер регулярно следил за его ходом и оказывал психологическое давление на строителей. «Инженер Морган приезжал к нам каждый день, отмечал у себя каждую деталь, каждую трещинку, сколы бетона — и все эти сведения докладывал в Московском комитете. Почти ежедневно подавал он докладные записки <…> Кагановичу и Хрущёву. Мне приходилось кропотливо доказывать, что <…> в практике работы это обычные явления и ничего угрожающего в них нет», — вспоминал Гоциридзе.
Во время строительства возникали и другие проблемы. Станция была под угрозой затопления, когда в одну из вспомогательных выработок стала быстро поступать вода. Как оказалось, строящийся тоннель отрезал дно одной из разведочных скважин. Проблему удалось вовремя устранить, затампонировав скважину и откачав воду. Ещё один «казус» состоял в том, что в последний момент выяснилось: на станции не было вентиляционых решёток. Срочный заказ на изготовление решёток был отправлен на кроватную фабрику (из металлических трубок делали спинки кроватей); в течение дня решётки, сделанные из металлических трубок, были установлены на станции.
Хрущёв в своих воспоминаниях приводит слова А. В. Щусева о проекте станции: «Что можно сказать об этом проекте? Он сделан большим мастером, но производит впечатление говядины» (Щусев указывал на цвет мрамора, использованного на отделку стен).
Станция открыта 15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена из 13 станций — «Сокольники» — «Парк культуры» с ответвлением «Охотный Ряд» — «Смоленская».