loader image
skip to Main Content

Карта

Основная информация

«ЦСКА» — станция Московского метрополитена на Большой кольцевой линии. Расположена в Хорошёвском районе (САО); названа по близлежащим спортивным объектам Центрального спортивного клуба Армии. Открыта 26 февраля 2018 года в составе участка «Деловой центр» — «Петровский парк». Колонная трёхпролётная станция мелкого заложения с одной островной платформой.

24 июня 2008 года Правительство Москвы на основании предложения городской межведомственной комиссии по наименованию территориальных единиц, улиц и станций метрополитена утвердило наименование «Ходынское Поле».

В феврале 2015 года было выдвинуто предложение присвоить станции название «ЦСКА», по расположенным поблизости спортивным объектам ЦСКА. Решение было принято 12 февраля Городской межведомственной комиссией по наименованию территориальных единиц Москвы и направлено на рассмотрение в правительство Москвы.

В феврале 2016 года болельщики направили мэру Москвы Сергею Собянину открытое письмо с просьбой утвердить решение о присвоении станции названия «ЦСКА». Под письмом подписались 8072 человека.

10 марта 2016 года заместитель мэра Леонид Печатников сообщил, что готовится проект постановления правительства Москвы о присвоении станции названия «ЦСКА».

6 апреля 2016 года указом мэра Москвы Сергея Собянина станция официально названа «ЦСКА».

Строительство станции началось в декабре 2011 года.

Обустроена строительная площадка под вентиляционную шахту на перегоне «Ходынское поле» — «Хорошёвская», а также площадка под строительство самой станции и выхода на поверхность в районе бывшей взлётно-посадочной полосы. Проведены работы по раскрытию котлована с монтажной камерой тоннелепроходческих комплексов для строительства перегонных тоннелей к «Хорошёвской», «Петровскому Парку» и далее к «Нижней Масловке».

1 августа 2012 года стартовала проходка тоннелепроходческим комплексом Lovat «Юлия» (Канада) в сторону станции «Деловой центр», длина 6,5 км

24 апреля 2013 года впервые в современной истории строительства столичного метрополитена состоялся старт трёх ТПМК (тоннелепроходческих механизированных комплексов), два из которых стартовали в котловане «Ходынского поля». Проходка правого перегонного тоннеля от станции «Ходынское поле» до станции «Деловой центр» велась с помощью щита NFM «Натали» (Франция), а в сторону станции «Петровский парк» проходку левого перегонного тоннеля выполнял ТПМК Lovat «Мария» (Канада).

По состоянию на конец июля 2017 года на станции завершается архитектурная отделка и монтаж инженерных система. Готовность станции составляет 90 %.

8 сентября 2017 года первый поезд совершил обкатку путей на участке между станциями «Деловой центр» — «Петровский парк».

Генеральный проектировщик и генеральный подрядчик по строительству станции метро АО «Мосинжпроект».

Станция была открыта 26 февраля 2018 года в составе участка «Деловой центр» — «Петровский парк», после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 212 станций. Благодаря вводу в эксплуатацию данной станции, разгружаются станции «Полежаевская», «Сокол» и «Аэропорт».

С момента открытия станция являлась частью двух маршрутов: Солнцевской и Большой кольцевой линии. После возобновления работы станции «Деловой центр» Солнцевской линии 12 декабря 2020 года движение поездов Солнцевской линии по участку «Парк Победы» — «Савёловская» прекратилось, а станция «ЦСКА» несколько дней (с 12 по 21 декабря) была конечной для поездов БКЛ. В этот период времени участок «ЦСКА» — «Савёловская» работал в челночном режиме. С 22 декабря движение в сторону «Хорошёвской» возобновилось, но станция сейчас принадлежит только Большой кольцевой линии.

Согласно Постановлению Правительства Москвы № 564-ПП от 24 июня 2008 года, станция должна была открыться к 2015 году. В 2011 году появились планы открыть станцию в 2014 году, но через год дату открытия вновь перенесли на 2015 год. В октябре 2014 года открытие было перенесено на 2016 год. В августе 2015 года новым сроком открытия был назван 2017 год, в ноябре 2015 года — вновь 2016 год, в декабре 2016 года — снова 2017 год, однако строители столкнулись с большим объёмом работ и техническими сложностями, связанными с грунтовыми водами, поэтому открытие станции в очередной раз перенесли сначала на лето, потом на осень, затем на ноябрь, и наконец — на конец декабря 2017 года. В декабре 2017 года был назван новый срок — начало 2018 года.

С февраля 2019 года по февраль 2020 года станцией воспользовались более 11 миллионов человек.

Станция расположена на территории исторической местности «Ходынское поле» на северо-западе Москвы, а также одноимённого парка, на месте Центрального аэродрома им. М. В. Фрунзе.

Станция имеет два наземных вестибюля, стилизованных под парковые холмы. В каждом из вестибюлей пять подземных этажей, два из которых являются техническими. На нижнем этаже располагается сама платформа, а на двух этажах над ней планировалось организовать торговые площади. Крыши вестибюлей сделаны пологими, на них размещены газон, пешеходные дорожки и скамейки. Сами павильоны имеют овальную форму. Оба вестибюля оборудованы эскалаторами и лифтами для маломобильных людей.

Выход из южного вестибюля ведёт в парк «Ходынское поле», выход из северного — к ледовому дворцу спорта «Мегаспорт» (Ходынский бульвар, дом 3) и крупнейшему в Европе торгово-развлекательному центру «Авиапарк».

На базе станции будет организован транспортно-пересадочный узел. Кроме того, будет организован пешеходный проход, связывающий станцию метро «ЦСКА» со станцией МЦК «Зорге». Наземная пересадка между этими станциями займёт около 20 минут.

Станция изначально планировалась как станция глубокого заложения. Позднее проектировщиками были найдены новые решения, которые позволили уменьшить стоимость строительства. В итоге, несмотря на сравнительно большую глубину заложения (28 метров), конструктивно станция является колонной трёхпролётной мелкого заложения. Расстояние между путями 18 м, длина посадочных платформ — 163 м, шаг колонн — 9 м, колонны 600×1000 мм, ширина платформы 12 м. Путевые стены облицованы светло-серым и чёрным гранитом.

Оформление станции содержит отсылки к Центральному спортивному клубу Армии, именем которого она названа. Основными цветами на станции являются красный и синий. Таблички с названием станции на путевых стенах подсвечиваются цветом, противоположным цвету фона: таблички с красным фоном имеют синюю подсветку, таблички с синим — красную. На потолок нанесены декоративные изображения, посвящённые различным видам спорта. Авторы плафона — московские художники-монументалисты Е. В. Бубнова и Е. Е. Щеглов. Панно выполнено в технике цифрового коллажа с элементами живописи, фотографии и компьютерной графики и напечатано на алюминиевых панелях с использованием технологии УФ-печати. В сентябре 2020 года Екатерине Бубновой и Евгению Щеглову присуждена премия города Москвы 2020 года в области литературы и искусства в номинации «Дизайн» за художественное оформление станции. На платформе размещаются бронзовые скульптуры спортсменов ЦСКА, автор Переяславец М. В. Прообразом для скульптуры лыжника стал Николай Панкратов, баскетболиста — Виктор Хряпа, хоккеиста — Денис Денисов, а футболиста — Всеволод Бобров. Их установили на круглые постаменты-колонны из светло-серого гранита, на каждый из которых нанесён фирменный символ-эмблема ЦСКА с аббревиатурой клуба. Общая высота каждой из скульптур составляет примерно 5 метров.

Участок Большой кольцевой линии Московского метрополитена «Деловой центр» — «Петровский парк» (станции «Петровский парк», «ЦСКА», «Хорошёвская», «Шелепиха») награжден премией «Золотой знак» на смотре-конкурсе архитектурного фестиваля «Зодчество-2018» в номинации объектов социального и культурного значения.

По итогам Международного смотра-конкурса Международной ассоциации союзов архитекторов (МАСА) на лучший проект (постройку), проходившего в Бишкеке с 6 по 9 сентября 2019 года, Гран-при и диплом «Золотая медаль» были присуждены авторскому коллективу участка Большой кольцевой линии «Деловой центр» — «Савёловская».

При проектировании станции на ней предполагалась установка платформенных раздвижных дверей, от чего впоследствии было решено отказаться из соображений учёта пассажиропотока и интервала движения.

На этой станции можно пересесть на следующие маршруты городского пассажирского транспорта:

Галерея Скоро

Информатор


А.Савин, Общественное достояние, via Wikimedia Commons

Архитекторы Скоро

Видео

11 ЦСКА

Back To Top
×Close search
Поиск