Основная информация
Бу́товская ли́ния — двенадцатая, самая короткая линия Московского метрополитена. Связывает районы Северное и Южное Бутово с конечными станциями Серпуховско-Тимирязевской и Калужско-Рижской линий. Состоит из семи станций, первый участок — от «Улицы Старокачаловской» до «Бунинской аллеи» — был запущен в 2003 году, а в 2014 году линия была продлена до станции «Битцевский парк». На схемах обозначается серо-голубым цветом и числом .
Линия построена по стандартам обычного метро, но станции рассчитаны на приём укороченных составов, а участок от «Улицы Скобелевской» до «Бунинской аллеи» проходит по эстакаде над землёй. Тоннели линии после станции «Улица Старокачаловская» фактически являются продолжением тоннелей Серпуховско-Тимирязевской линии, однако поезда не следуют с одной линии на другую, пассажирам требуется пересадка. Изначально (до марта 2014 года) Бутовская линия обозначалась как «Л1» и называлась «лёгким метро», а также являлась единственной в Московском метрополитене, полностью находившейся за пределами МКАД. На всех станциях линии платформа находится слева относительно движения поезда.
Среднесуточный пассажиропоток линии в 2004 году составил 44 тыс. человек, в 2007 году — 51 тыс. человек, в 2010 году — 58 тыс. человек.
28 декабря 1999 года Правительство Москвы постановило «Одобрить представленные ГП „Московский метрополитен“, разработанные Москомархитектурой и ОАО „Метрогипротранс“ принципиальные планировочные решения трасс на строительство линий наземного (легкого) метро в жилые районы Новокосино, Жулебино, Южное и Северное Бутово».
Первый участок линии был открыт 27 декабря 2003 года. В его состав входили 5 станций: «Улица Старокачаловская» с переходом на Серпуховско-Тимирязевскую линию, «Улица Скобелевская», «Бульвар Адмирала Ушакова», «Улица Горчакова» и «Бунинская аллея».
В 2004 году было принято решение о продлении Бутовской линии до станции «Битцевский парк» с промежуточной станцией «Лесопарковая», а также организацией пересадки на станцию «Новоясеневская» Калужско-Рижской линии. На протяжении 7 лет на картах московского метрополитена участок был указан как строящийся, хотя реальные работы не велись вплоть до октября 2011 года. Именно тогда началась расконсервация заделов под продление линии за станцией «Улица Старокачаловская». В соответствии с заданием этот участок Бутовской линии проектировался в подземном исполнении, в тоннелях и со станциями мелкого заложения. После выступлений жителей Ясенева в защиту Битцевского леса было принято решение о том, что тоннели по территории природно-исторического парка будут прокладываться закрытым способом на глубине 20—30 м, чтобы не навредить природному комплексу. Сдача участка планировалась на декабрь 2013 года, к 10-летию открытия линии, однако по причине неготовности объектов открытие состоялось лишь 27 февраля 2014 года.
Переход на станцию «Бульвар Дмитрия Донского» длительное время осуществлялся через неработающие турникеты из-за того, что изначально предполагалась отдельная оплата билета для проезда. Перед самым открытием от этой идеи было решено отказаться, однако турникеты убрали лишь в 2013 году.