loader image
skip to Main Content

Основная информация

Московское центральное кольцо (МЦК) — маршрутная линия железнодорожного пассажирского транспорта в Москве, частично интегрированная с метрополитеном по системе оплаты проезда и пересадкам. Представляет собой городскую систему движения электропоездов по основному ходу Малого кольца Московской железной дороги (МК МЖД). РЖД осуществляет перевозки по договору с заказчиком проекта — Московским метрополитеном.

Метрополитен и департамент транспорта Москвы декларируют, что уровень обслуживания пассажиров «полностью соответствует стандартам метро» с точки зрения регулярности движения поездов, организации оплаты проезда и навигации. Всё это создаёт единое с метрополитеном пространство. В связи с этим Московский метрополитен позиционирует МЦК как 14-ю линию, однако по совокупности характеристик МЦК является не метрополитеном, а «городской электричкой». На вестибюлях станций наряду с логотипом РЖД присутствует логотип метрополитена. Маршрут обозначается на схемах метро белой линией с красной окантовкой под названием МЦК и порядковым номером Московское центральное кольцо. Проектирование и строительство системы велось под обозначением Московская кольцевая железная дорога (МКЖД); в июне 2016 года было объявлено о том, что на схемах Московского метрополитена система будет обозначена как Вторая кольцевая линия метрополитена, а в июле 2016 года система получила официальное название Московское центральное кольцо (МЦК).

Малое кольцо МЖД, на котором организовано движение электропоездов МЦК, имеет длину 54 км, располагается вблизи исторически центральной части города, окружая Садовое кольцо на расстоянии от 2,5 до 9 км, на западе, юго-западе и юго-востоке вплотную приближается к Третьему транспортному кольцу и проходит вдоль трассы последнего. На линии устроен 31 остановочный пункт с пересадками на 10 линий метро и 9 радиальных направлений железной дорогиЛогистическая роль МЦК предполагает генерацию нового пассажиропотока и оттягивание его от метрополитена, а также связь и консолидацию радиальных направлений метро и железной дороги.

Как Московская окружная железная дорога магистраль была открыта в 1908 году, до 1934 года по ней осуществлялись пассажирские и грузовые перевозки, затем — только грузовые и технического характера. После реконструкции два главных пути магистрали используются преимущественно для пассажирского движения. Для грузовых перевозок и технологического движения используется новый, построенный на большей части линии (37 км) третий главный путь. Вся железнодорожная инфраструктура находится в собственности ОАО «РЖД». В ночной перерыв в целях диагностики и обслуживания пассажирские пути используются для технологического движения дефектоскоповпутеизмерителей, рельсосмазывателей, мотрис.

Пассажирское движение на линии было открыто 10 сентября 2016 года в присутствии президента Российской Федерации В. В. Путина и мэра Москвы С. С. Собянина. Первый месяц (по 10 октября включительно) МЦК работало бесплатно.

15-летний контракт Московского метрополитена, как заказчика услуг по перевозке пассажиров, с компанией-перевозчиком РЖД составил 57,7 млрд руб.

С 2021 года на МЦК должно было начаться внедрение беспилотных поездов. В 2019—2020 годах планировалось создать опытные образцы, протестировать автоматическое управление, разработать нормативную базу для беспилотных поездов на МЦК и построить непреодолимое ограждение линии.

Московская окружная железная дорога (МОЖД) была построена вокруг Москвы по проекту архитектора и инженера П. И. Рашевского в 19031908 годах. Её протяжённость составила 54 км.

Отсчёт вёрст новой железной дороги начинался от точки её пересечения с Николаевской железной дорогой по часовой стрелке. На дороге были выстроены 14 станций, два остановочных пункта (Потылиха у Николаевского мостаВоенное поле близ Ходынских военных лагерей) и один телеграфный пост (Братцево). Для пассажиров были построены вокзалы (все они — образцы московского модерна начала XX века), выполненные в едином стиле, часть из которых сохранилась по сей день. Все пассажирские здания располагались внутри кольца, со стороны центра города, а товарные платформыпакгаузыстанционные пути — с внешней стороны.

Первоначально по дороге перевозились не только грузы, но и пассажиры. До 1917 года МОЖД развозила по Москве рабочих и служащих прилегающих к ней предприятий, хотя пассажиров всегда не хватало. К концу 1920-х годов районы, по которым проходит трасса МОЖД, получили надёжное трамвайное и автобусное сообщение, и в 1934 году пассажирское движение по кольцу было закрыто.

После войны одновременно с продолжением перевода Московского железнодорожного узла на электротягу встал вопрос об электрификации Малого кольца. Первые предложения по этому поводу прозвучали ещё в 1946 году, однако без полномасштабных и дорогостоящих работ сделать это было невозможно. Тем не менее, к вопросу необходимости электрификации линии возвращались постоянно — и во время XX съезда КПСС 1956 года, и в генеральной схеме размещения производительных сил 1966-го, и в очередном проекте электрификации 1996-го. Неоднократно поднимался и вопрос о возвращении пассажирского движения. Однако старые мосты с низкими порталами не позволяли просто и дёшево электрифицировать трассу, а организация пассажирского сообщения требовала сооружения новых пассажирских платформ в местах, удобных для пересадки на другие виды транспорта, в результате чего эти планы в XX веке так и не были воплощены.

В 1997 году разрабатывался проект организации пассажирских перевозок по кольцу дизельными рельсовыми автобусами, предполагалась модернизация существующих станций кольца, был создан рельсовый автобус РА1. В 2001 году этот проект продвигал мэр Москвы Юрий Лужков. Проект не предусматривал масштабной реконструкции и электрификации всего кольца, а подразумевал запуск по имевшейся инфраструктуре специального подвижного состава мытищинского завода Метровагонмаш — двух- или трёхсекционных рельсовых автобусов. Начальник МЖД Геннадий Фадеев заблокировал проект, поскольку он был полностью нежизнеспособным, создавал угрозу транспортной безопасности и не учитывал реального наплыва пассажиров.

С 2000-х годов по 2014 год на Малом кольце в экскурсионном режиме изредка ходили пассажирские ретро-поезда под паровозной тягой, состоящие из одного или нескольких вагонов. Поезда обычно отправлялись с вокзалов Москвы (чаще всего — Рижского и Киевского) и затем съезжали на Малое кольцо, где делали от одной до нескольких остановок возле исторических вокзалов его станций. Впоследствии их движение по кольцу было отменено.

Список станций

  1. Окружная

  2. Владыкино

  3. Ботанический сад

  4. Ростокино

  5. Белокаменная

  6. Бульвар Рокоссовского

  7. Локомотив

  8. Измайлово

  9. Шоссе Энтузиастов

  10. Андроновка

  11. Нижегородская

  12. Новохохловская

  13. Угрешская

  14. Автозаводская

  15. ЗИЛ

  16. Верхние Котлы

  17. Крымская

  18. Площадь Гагарина

  19. Лужники

  20. Кутузовская

  21. Деловой центр

  22. Шелепиха

  23. Хорошёво

  24. Стрешнево

  25. Балтийская

  26. Лихоборы

  27. Соколиная Гора

  28. Дубровка

  29. Коптево

  30. Зорге

  31. Панфиловская

Видео

Переход на РФ

14 МЦК (Московское Центральное Кольцо)

Back To Top
×Close search
Поиск